|
|
Книга пророка Исайи
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Глава
4
1 И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: `свой
хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем
называться твоим именем, - сними с нас позор'.
2 В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в
величии и славе, для уцелевших сынов Израиля.
3 Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться
святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
4 когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима
из среды его духом суда и духом огня.
5 И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее
облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо
над всем чтимым будет покров.
6 И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от
непогод и дождя.
1-3.
Прекрасная отрасль Господа. 4. Очищение Израиля. 5-6. Внешнее его
благополучие.
1 Заключение к предшествующему пророчеству об иудейских женщинах.
Семь женщин - т. е. множество женщин останутся без мужей, что в
древности у иудеев считалось позорящим женщину обстоятельством.
Закон Моисея предполагал возможным одному мужчине жениться на нескольких
женщинах. (Исх 21:10).
2-6 Вслед за грозою над Иерусалимом снова проглянет солнце. Гроза гнева
Божия очистила тяжелую греховную атмосферу, в какой жил Иерусалим, и
постепенно возрастет новая жизнь, которую принесет с собою.
Отрасль Господа, или Мессия, называемый по своему земному отечеству -
плодом земли (иудейской). Люди станут тогда святыми и достойными
приближения ко Всевышнему. Облако славы Божией будет осенять Сион в
знамение благоволения Божия к этой издревле священной горе. Самый
Иерусалим станет новым городом, в котором уже не будет повторяться тех
преступлений, какие в нем имели место раньше.
В тот день - то же, что в конце дней или в последние дни (ср. 2:2).
Отрасль Господа - Zemach Iehova. Различно толкуют это выражение пророка.
Одни разумеют здесь просто плодородие страны, как и в следующем
выражении плод земли. Но с таким узким и крайне поверхностным пониманием
нельзя согласиться, тем более, что при этом плодородие будет
представляться поводом к украшению (Zebi) Израиля. Кроме того,
параллельное 2-му стиху место из 28-й гл. Исаии: "Господь Саваоф будет
великолепным (Zebi) венцом и славною диадемою для остатка народа Своего"
(ст. 5) прямо говорит против такого понимания, ибо нельзя Господа и
плодородие земли ставить на одну линию. Наконец, плодородие, т. е.
полные нивы, может служить украшением страны, а не народа. Другие
(напр., Orelli) видят в этой Zemach мессианское спасение, какое дарует
Господь иудеям после суда над ними или новую и святую жизнь, возросшую
под действием лучей божественной благодати. Но и это толкование
представляется весьма искусственным, так как спасение мыслится в нем как
что-то отдельное от спасаемых.
Правильнее всего представляется толкование, издревле принятое и в
иудейской и в христианской Церкви. Поэтому толкования Zemach Iehova -
есть Сам Мессия. Правильность такого объяснения подтверждается
параллельными местами из других пророчеств Исаии и из книги пророков
Иеремии и Захарии.
У Иеремии (гл. 23:5 и 33:15) под именем Zemach ясно выводится
мессианский царь из дома Давидова. У пророка Захарии этот термин
становится уже собственным именем Мессии (гл. 6:12 и 3:8). Сам Исаия
дает основание к такому пониманию (см. Ис 53:2). [Славянский текст в
переводе с греческого 70-и гласит: В день оный возсияет Бог в совете со
славою на земли, еже вознести и прославити останок израиля. Совершенно
не теряя пророческого смысла о приходе Мессии, наличие слова "в совете"
дает возможность видеть указание на троичность Господа. В тоже время
слова плод земли несколько противоречат установившейся терминологии о
воплотившемся семени небесном, "приземляет" личность Мессии. Прим. ред.
]
Плод земли - выражение синонимическое с выражением: "отрасль Господа",
но его правильнее перевести выражением "плод страны". Этим пророк
предуказывает на то, что Мессия будет иудеем по земному рождению.
Согласно с этим и в 9 гл. Исаии (ст. 6) сказано, что "младенец родился
нам", т. е. иудеям. Однако Исаия не хотел этим сказать, что Мессия будет
спасителем только одних иудеев. В 3-м стихе участниками в наслаждении
благами Мессианского царства, помимо оставшихся на Сионе, называются и
все, которые будут признаны Богом достойными войти в это царство - ясный
намек на всеобщность будущего спасения.
[Интересно сравнить русский и славянский тексты Ис 9:6. Русский:
...нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь
мира. Славянский: ...и нарицается имя его: велика совета аггел, чуден,
советник, Бог крепкий, властелин, князь мира, отец будущаго века...]
Уцелевшие - подразумевается: от грозных судов Божиих.
3 Будут именоваться - т. е., согласно с употреблением этого глагола во
многих местах Библии, будут на самом деле такими.
Святыми, т. е. посвященными Богу и вместе очищенными от грехов (ср.
6:13).
Книга для житья - списки горожан, имеющих право жить в городе. Здесь,
конечно, идет речь о том, что Бог многих признает достойными обитать в
теснейшем общении с Ним (ср. Исх 32:32).
4 Скверна - то же, что грехи (ср. Пс 50:9-11).
Кровь Иерусалима, т. е. кровь невинных людей, которою были часто
обагряемы улицы и площади Иерусалима (ср. Мф 23:35).
Духом суда и духом огня - точнее с евр. : веянием (образ заимствован от
провевания зерна на гумне) суда и ветром очищения или опустошения. Оба
выражения указывают на действие грозного суда Божия.
5-6 Собрания - праздничные торжественные собрания иудеев на
Сионско-храмовой горе. LXX толковников, впрочем, лучше передали смысл
еврейского выражения словами: все окрестности (Сиона), чем дается более
ясное указание на всеобщность будущего спасения.
Облако, дым и блистание - давно уже известные символы Божественного
присутствия среди избранного народа (Чис 14:14; Исх 13:21).
Противники подлинности этой небольшой речи пророка Исаии указывают
слишком слабые основания для доказательства своего мнения. (Отсутствие
ритма, позднейшие по времени образы и идеи). Напротив, речь эта стоит в
прямой связи с предшествующей речью 3-й гл. (1-15) о дурных правителях
Иудеи, на месте которых явится, к величию и славе Иудеи, Отрасль
Господа. Если в 16-м и сл. стихах 3-й гл. пророк бичевал страсть женщин
иерусалимских к ничтожным украшениям, то здесь последовательно говорит
об истинном украшении для остатка Израиля, которое явится тогда, когда
будет омыта нечистота женщин Сиона (4:4). Наконец, главная идея речи - о
спасении остатка после грозных судов Божиих - вполне согласна с общим
воззрением Исаии на будущность иудейской нации.