Полный церковнославянский словарь прот. Г.Дьяченко



Числа


Введение Главы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36


Глава 15
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам,
3 и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу, -
4 тогда приносящий жертву свою Господу должен принести в приношение от хлеба десятую часть [ефы] пшеничной муки, смешанной с четвертою частью гина елея;
5 и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца [в приятное благоухание Господу].
6 А принося овна, приноси в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с третьею частью гина елея;
7 и вина для возлияния приноси третью часть гина в приятное благоухание Господу.
8 Если молодого вола приносишь во всесожжение или жертву заколаемую, во исполнение обета или в мирную жертву Господу,
9 то вместе с волом должно принести приношения хлебного три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с половиною гина елея;
10 и вина для возлияния приноси полгина в жертву, в приятное благоухание Господу.
11 Так делай при каждом приношении вола и овна и агнца из овец, или коз;
12 по числу жертв, которые вы приносите, так делайте при каждой, по числу их.
13 Всякий туземец так должен делать это, принося жертву в приятное благоухание Господу;
14 и если будет между вами жить пришелец, или кто бы ни был среди вас в роды ваши, и принесет жертву в приятное благоухание Господу, то и он должен делать так, как вы делаете;
15 для вас, общество [Господне], и для пришельца, живущего [у вас], устав один, устав вечный в роды ваши: что вы, то и пришелец да будет пред Господом;
16 закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас.
17 И сказал Господь Моисею, говоря:
18 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю, в которую Я веду вас,
19 и будете есть хлеб той земли, то возносите возношение Господу;
20 от начатков теста вашего лепешку возносите в возношение; возносите ее так, как возношение с гумна;
21 от начатков теста вашего отдавайте в возношение Господу в роды ваши.
22 Если же преступите по неведению и не исполните всех сих заповедей, которые изрек Господь Моисею,
23 всего, что заповедал вам Господь [Бог] чрез Моисея, от того дня, в который Господь заповедал вам, и впредь в роды ваши, -
24 то, если по недосмотру общества сделана ошибка, пусть все общество принесет одного молодого вола [без порока] во всесожжение, в приятное благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по уставу, и одного козла в жертву за грех;
25 и очистит священник все общество сынов Израилевых, и будет прощено им, ибо это была ошибка, и они принесли приношение свое в жертву Господу, и жертву за грех свой пред Господом, за свою ошибку;
26 и будет прощено всему обществу сынов Израилевых и пришельцу, живущему между ними, потому что весь народ сделал это по ошибке.
27 Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех;
28 и очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех пред Господом, и очищена будет, и прощено будет ей;
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.
30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего,
31 ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней.
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;
33 и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых];
34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
37 И сказал Господь Моисею, говоря:
38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.
41 Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом: Я Господь, Бог ваш.






О количестве хлебных приношений и возлияний при жертвах. — Начатки от теста. — Грехи слабости, по недосмотру и ошибке. — Грехи по злому умыслу. Казнь нарушителя субботы. — Кисти на одеждах израильтян.

1-12 Ср. Исх ХХIX:40; Лев ХXIII:13. 1/10 ч. ефы равняется приблизительно 3 1/2 ф.; 1/4 гина — 2-м бутылкам.

13-16 Туземец — израильтянин, имеющий поселиться в Ханаане на правах собственника. Пришелец — иноплеменник, принявший обрезание и вступивший членом в израильскую общину.

17-21 В 29 ст. XXII гл. и 19 ст. ХХIII кн. Исх указано приносить от начатков плодов земли, от гумна и от точила. В других местах пояснено, что первые плоды земли приносятся в виде: а) высушенного и растолченного зерна, с елеем и ладаном (Лев II:14); б) первого снопа жатвы на 16 авива (Исх XXIII; Лев XXIII:10–11); двух хлебов возношения в день Пятидесятницы (Лев XXIII:17).

В комментируемых стихах устанавливается новый вид возношения от начатков: возношение начатков от теста в виде лепешки.

Возношения составляли собственность священников.

22-29 См. IV гл. кн. Лев.

30 «Сделать дерзкою рукою» значит — впасть в грех не по слабости, не по неведению или ошибке, а намеренно, с целью явного противления закону.

39 «Из голубой шерсти», потому что голубой цвет, объясняет блаж. Феодорит, напоминает человеку о небе (Толк. на кн. Чис., вопр. 31).

Впоследствии обычай нашивания кистей сохранился, но смысл этого обычая утратился, что видим из обличительных речей Спасителя.

В настоящее время евреи употребляют таллит (покрывало с кистями) лишь во время синагогального богослужения.